?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прежде всего, говоря о телевизионной интернет-журналистике, необходимо отметить: на данный момент даже активные пользователи сети отдают предпочтение эфирным телеканалам. Во-первых, это связано с тем, что многие пользователи в силу, например, экономии денежных средств, выбирают тарифы, скорость которых не позволяет смотреть видео без нескольких секунд, а иногда и минут ожидания. Соответственно, это один из важных факторов, препятствующих расширению аудитории сетевого и собственно сетевого телевидения. При этом часто картинка оказывается далеко не лучшего качества. А если качество достаточно высокое, то, возвращаясь к вышесказанному, пользователям иногда приходится ждать дольше. Безусловно, многие люди во всем мире уже имеют доступ к сети Интернет с неограниченной скоростью. Однако и среди них далеко не все регулярно смотрят сетевые и собственно сетевые каналы: для глаз приятнее смотреть видео на экране привычных «телевизионных» размеров, которые, как правило, в большинстве домов начинаются от 54 см в диагонали, тогда как размер монитора компьютера обычно в 1,5-2,5 раза меньше.

Заметим, что сказанное выше может служить причиной замедленных темпов роста популярности как сетевого, так и собственно сетевого телевидения. Однако у последнего есть преимущество: возможность наполнения трансляций уникальным материалом, который невозможно увидеть в обычном эфире. Чаще всего это какие-либо узкоспециализированные тематические направления. Можно отметить тенденцию, которую эфирное телевидение заимствует у интернет-сайтов, в том числе сайтов собственно сетевых СМИ: стремление к захвату небольшой, но постоянной и постоянно растущей аудитории. На этом ориентированы многие сетевые газеты и журналы, информационные сайты, сетевые и собственно сетевые СМИ. Всё началось с самых обычных сайтов, таких как, например, интернет-клубы, и продолжилось созданием электронных газет и журналов, сосредоточенных на одной-двух темах. И то же самое происходит последние несколько лет в «традиционном» телевещании: новые кабельные и спутниковые каналы позиционируют себя как единственные в своем роде, или же стремятся стать лучшими в том или ином узкотематическом сегменте. То есть мы видим, что опыт, накопленный в медиасреде Интернета, заимствуется оффлайн-телевидением. Возможно, в скором времени оффлайн-телевидение адаптирует под себя и некоторые виды рекламной деятельности в сети.

Что же заимствует и что нового привносит собственно сетевое телевидение? Ответ на этот вопрос очевиден: эфирное телевидение стало базой, основой, из которой с появлением интернета вырос новый тип СМИ. Хотя, конечно, у телевидения в сети намного больше возможностей, и это касается не только собственно сетевых каналов и порталов. Сетевые аналоги эфирных каналов также обретают в Интернете большую свободу, например, сайт телеканала может содержать огромное количество рубрик, разделов, транслировать то, что не вошло в эфир и т.д. Однако, это был бы уже немного другой тип СМИ, упоминания о котором (или точное название такого типа СМИ) мы не встретили ни в одной работе.

Что касается собственно сетевых каналов, то очевидно, что их на данном этапе развития интернет-СМИ гораздо меньше. Это подкрепляется привычкой пользователей смотреть привычные эфирные каналы. Во-первых, они хорошо им известны; во-вторых, они транслируют программы, которые хорошо разрекламированы и потому вызывают интерес у аудитории. А в-третьих, собственно сетевые каналы пока не выработали каких-либо новых, особых форматов, тем или идей, способных переключить на себя внимание аудитории. К этому добавляется еще и тот факт, что собственно сетевые аудиовизуальные СМИ часто обновляют материалы на сайтах не регулярно (особенно это касается небольших по объему вещания телеканалов и порталов), поэтому пользователи, даже пару раз посетившие сайт, могут в скором времени забыть о нем. Это далеко не все факторы, влияющие на рост числа аудитории собственно сетевых аудиовизуальных российских СМИ. Далее они будут рассмотрены более подробно на конкретных примерах.

 

Russia.ru

Среди собственно сетевых телевизионных каналов наибольшего внимания заслуживает информационный интернет-сайт Russia.ru благодаря его разделу «телевидение» (адрес в Интернете: tv.russia.ru). Сайт Russia.ru был создан в 2007 г. Учредителем и издателем сайта является «ООО Ньюмедиа Старз».

Стоит отметить, что сам по себе сайт Russia.ru является интересным для исследования собственно сетевым СМИ. Он выглядит значительно солиднее и содержательнее многих аналогичных проектов. Новости на сайте обновляются каждые несколько минут, обеспечивая высокую оперативность; удобный рубрикатор («все новости», «политика», «экономика», «спорт», «общество», «технологии», «происшествия», «культура», «шоу-бизнес» и т. д.) позволяет пользователям выбирать то, что интересует именно их. При этом данная опция выглядит компактно (вообще стоит отметить качество дизайна Russia.ru), аккуратно занимая место по центру страницы. Остальное пространство сайта отводится для прочих разделов: телевидение, почта, блоги и игры, а также рекламы. То есть собственно сетевое вещание не является единственной функцией Russia.ru, но судя по тому, насколько оно развито и как качественно осуществляется, можно сделать вывод, что эта функция все же основная.

Телевещание Russia.ru претендует на то, чтобы быть достойным конкурентом эфирному телевидению и сетевым каналам, являющимися аналогами своих эфирных оригиналов. При этом привлечение большого количества пользователей (за счет очень разнообразной тематики программ) способствует росту предложений от рекламодателей. Реклама представлена на сайте в виде баннеров и коротких заставок в начале видеосюжетов каждого выпуска программ. Экономическая модель сайта очень схожа с самой распространенной моделью извлечения прибыли эфирных телеканалов. Russia.ru размещает рекламу книг, цифровой техники последнего поколения, онлайн-игр и прочих товаров, соответствующих интересам аудитории. О том, кто является посетителями сайта, можно отчасти судить по блогам, отчасти по тематике программ раздела «телевидение». Возрастные рамки аудитории довольно широки: приблизительно от 20 до 50 лет. Остальные параметры аудитории установить сложно, это требует дополнительных социологических исследований и не входит в задачи нашей работы. Нас больше интересует наполнение самого сайта и содержание его программ.

Собственно сетевой канал tv.russia.ru транслирует 62 программы: «Популярная наука», «Эксперт», «Модный психоанализ», «Мир глазами детей», «Литературное шоу», «Дикие и домашние», «Street fashion», «Расследования», «стрит-ток с Кушанашвили», «Вкусная Малиновская», «Честный понедельник», «Поколение 2020», «Шоу о моде», «Решето», «Дари с Мари и Валерии» и другие. Спектр тем настолько широк, что можно привести стандартный набор центральных эфирных каналов, таких как, например, Первый или Россия: политика, экономика, общество, спорт, мода, наука, жизнь звезд, история, литература и т.д. Перечислять все темы, на наш взгляд, не имеет смысла. При этом нужно сказать, что все темы представлены примерно равным количеством программ, поэтому сложно сказать, чтобы какая-то тематика была основной.

Выбрать нужную программу пользователю будет очень удобно, так как они представлены в виде небольших квадратных заставок, расположенных в виде таблицы. Для того, чтобы перейти к просмотру, достаточно кликнуть мышью на такой заставке. Кроме того, внизу главной страницы создан небольшой каталог, в котором можно сортировать программы по алфавиту, рейтингу, количеству просмотров и количеству сюжетов. Например, по количеству сюжетов на первом месте находятся «Эксперт», «Лебедев.ТВ» и шоу «Лайф». По просмотрам лидируют «Эксперт», «Война в Осетии» и «Авто с Федором Буцко». Именно эти пять программ мы рассмотрим более подробно.

Сразу оговоримся, что канал tv.russia.ru не вещает в прямом эфире, то есть готовые сюжеты просто выкладываются на сайт и размещаются архивах программ. Таким образом, мы не можем говорить о часах вещания канала. Мы можем судить лишь о том, как часто и насколько регулярно эти архивы обновляются, т.е. о периодичности каждой отдельно взятой программы.

Например, программа «Эксперт», ежедневно представляет аудитории три сюжета, каждый из которых длится, как правило, от 5 до 10 минут. Стоит отметить, что «нелинейность» сетевого вещания, отсутствие необходимости «подгонять» материалы под нужный, регламентированный хронометраж – отличительная черта сетевых СМИ. Мы полагаем, что это отмена стандартов какого-либо формата должна способствовать повышению стандартов качества производимых программ: журналист получает свободу говорить и показывать ровно столько, сколько он считает нужным.

Название программы «Эксперт» говорит само за себя: эксперты, такие как политологи, социологи, экономисты и т.д. делятся с публикой своим видением той или иной ситуации. Роль журналиста в этой программе сводится к поиску информационного повода, организации и проведению встречи с экспертом. Каждый видеоролик этой программы снабжен краткой аннотацией, которая выполняет функцию, аналогичную функции лида в печатных СМИ. Например: «Небрежная реформа образования. В чем недостатки готовящегося закона «Об образовании»? Как изменится жизнь провинциальных университетов, если он вступит в действие? Рассказывает социолог Анна Очкина». Очень интересен тот факт, что жанр программы невозможно назвать как-то определенно в соответствии с системой жанров эфирного телевидения. Конечно, очевидно, что жанр является аналитическим с элементами публицистики. Можно было бы назвать это аналитическим комментарием эксперта, но то, что говорят гости программы, по своему содержанию часто может удаляться от объективной оценки, выражать сугубо личные переживания и чувства говорящего.

Сайт russia.ru и его раздел tv.russia.ru имеют несколько дополнительных весьма полезных и удобных для пользователей функций. Во-первых, уже ставшая традиционной возможность комментировать сюжеты: все зарегистрированные посетители сайта могут высказываться в специальном окошке, расположенном прямо под видео. Также пользователи могут комментировать то, что говорят другие. То есть каждый отдельный комментарий похож на «тему» (как это обычно бывает на форумах), а внутри этой «темы» уже разворачивается дискуссия.

Наличие онлайн-формы обратно связи уже давно стало совершенно обычным явлением для сетевых СМИ. Следующим шагом должна стать повсеместная интерактивность. Однако на russia.ru ее как таковой нет. Пользователи находятся в интерактивной коммуникации лишь друг с другом, обмениваясь сообщениями. Коммуникация, нацеленная на обмен информацией с russia.ru возможна через контактные электронные адреса, один из которых предназначен для исправления ошибок работы сайта (в случае, если пользователи их заметили и хотят об этом сообщить администрации); для обращения по вопросам сотрудничества; для того, чтобы присылать уникальные видео, снятые самими пользователями. То есть сайт осуществляет только линейную интерактивность, являющуюся самым примитивным, первым уровнем интерактивности. В большей степени это, конечно, обусловлено тем, что у tv.russia.ru нет прямого эфира, то есть высокий уровень интерактивности по сути не является необходимостью.

На сегодняшний день Russi.ru является на наш взгляд самым качественным и профессионально выполненным собственно сетевым адиовизуальным СМИ. Велика вероятность, что в скором времени этот телеканал сможет составить серьезную конкуренцию центральному эфирному телевидению. Однако, возможно, что сетевая журналистика, рождающая новые типы СМИ, останется параллельным ответвлением всей журналистики и говорить и конкуренции между собственно сетевым телевидением и эфирным телевидением будет равносильно тому, чтобы говорить о конкуренции между прессой и радио. Хотя, естественно, тем же прессе и радио приходится делить между собой и другими типами СМИ всю сферу рекламы.



PICTV

PICTV – это сокращенной название Первого Интернет Канала. Он не является аналогом эфирного Первого Канала, несмотря на сходство названий. Это еще одно собственно сетевое СМИ, которое представляет собой не только сайт с сетевым вещанием, но также и множество других возможностей. Сам канал зарегистрирован по адресу http://pik-tv.com/, однако радио- и телевещание включено также в своего рода социальную сеть «На пике» по адресу http://napike.com/.  От других социальных сетей как, скажем, «Вконтакте» или «Facebook» она отличается лишь меньшей известностью и наличием телерадиовещания собственного производства. Эта ее особенность примечательна для нас как исследователей, но все же мы будем рассматривать именно Первый Интернет-канал, который непосредственно является собственно сетевым СМИ по ряду характерных признаков.

Сайт был создан в 2009 году. У Первого Интернет-канала достаточно широкая география в среде его аудитории. На сайте указано, какие страны его смотрят в данный момент. Чаще всего в их число входят Россия, Украина, Германия, Нидерланды, Эстония, Литва, Латвия и Испания. При этом основную массу аудитории составляют старшие школьники и студенты, так как большая часть времени вещания посвящена музыкальным передачам, транслирующим видеоклипы, сопровожденные комментариями виджеев.

Канал вещает круглосуточно, архив основных программ на сайте отсутствует (о небольшом архиве скажем позже). Очевидно, экономическая модель сайта построена именно на интерактивном общении. Услуга пользуется популярностью, поскольку сайт, как и многие аналогичные ему, стал не просто сетевым телевидением, а своего рода клубом или субкультурой. В число прочих разделов сайта сходит «общение» - это как раз ссылка на социальную сеть «на пике». Помимо основной функции, то есть телевещания, совмещенного с общением, Первый Интернет-канал предоставляет также возможность пользоваться такими разделами сайта как: экслюзив, радио, образование, игры, видеовопрос. Радио на сайте ничем не примечательно. Оно представляет собой непрерывный поток популярной музыки. То же самое касается раздела «игры» - это ссылка на социальную сеть «на пике», где пользователи могут найти flash-игры, популярные во многих социальных сетях.

Заметим, что наличие радиовещания на сайте делает Первый Интернет Канал близким по своей структуре к порталу. Но так как у радио на PICTV  нет своей особой концепции, программ, названия и других характеристик, присущих радиоканалам в их традиционном виде, мы избегаем называть Первый Интернет Канал «порталом» и рассматриваем кнопку радиовещания на сайте просто как поток музыки, созданный для развлечения пользователей.

Самым уникальным является раздел «образование». Для чего он создан очень хорошо описано на сайте: «Социальный проект Первого Интернет Канала Интернет-университет «Образованные люди» - это:

- открытый доступ к онлайн лекциям,

- мультимедийным электронным учебным пособиям,

- интерактивное общение с преподавателями,

 - возможность получения знаний, в удобное для Вас время, независимо от места нахождения».

Вот описание этого же проекта на сайте Национального Открытого Института России: «Интернет–университет «Образованные люди» – социальный проект Национального открытого института России (НОИР), который позволяет, используя дистанционные технологии, получить образование вне зависимости от времени, места, социального статуса и гражданства».  Лекции упорядочены в архивы. В перечень наук входят экология, философия, история, политология, социология, психология, педагогика и другие.

 

Планета – онлайн

Следующий собственно сетевой проект по праву может называться грандиозным. Медиахолдинг «Планета онлайн» был создан в 2009 г. и к настоящему моменту достиг популярности во всем мире. Медиахолдинг, зарегистрированный на http://www.planeta-online.tv/, президентом и генеральным директором медиахолдинга является  Аркадий Фурман, чьи заслуги и достижения в сфере журналистики можно перечислять очень долго. Самые основные – это создание и продюссирование программ НТВ, бывшего РТР, создание телекомпании и рекламной группы АДФ.ТВ,  большой опыт производства рекламных роликов и серьезное сотрудничество с зарубежными медиахолдингами: английским и французским.

Собственно сетевые каналы, вещающие на сайте медиахолдинга, нацелены на привлечение всех пользователей, независимо от  их пола, возраста, социального статуса и т.д. Случай «Планеты – онлайн» - это именно то, что мы называем «порталом» в своей работе, поскольку через сайт транслируется несколько каналов. Именно разнонаправленная тематика каналов и передач, подающихся в эфир одновременно, способна достичь такого эффекта, что является преимуществом сетевого СМИ перед эфирным. Но можно предположить, что популярность эфирных каналов «Россия24» и «Планета РТР», которые также доступны пользователям сайта, тоже имеет значение для привлечения аудитории. А большое количество зрителей вызывает в свою очередь интерес рекламодателей, за счет которых и существует проект «Планета онлайн». На сайте размещается реклама самых разнообразных товаров и услуг: от цифровой техники и мебели до развлекательных порталов и одежды. Каналы собственного произвоства также очень разнообразны: «ТВТУР.tv – видеопутешествия по странам и континентам. Релакс.tv – хорошее настроение и отдых. Freshtv.tv – музыкальные видеоклипы популярных певцов со всего мира. Премьера.tv - авторское кино, кинофестивали. Барбарики.tv - мультфильмы для маленьких и взрослых».  Судить о том, кто является реальной аудиторией, мы не можем, поскольку на сайте отсутствует даже форум. А те немногочисленные пользователи. Которые оставляют комментарии, указывают только имя или ник. Но широта тематики рекламы и программ говорит о том, что «Планета онлайн» не ставит никаких рамок в определении своей аудитории.

В соответствии со своими целями, а именно привлечением большого количества аудитории и рекламодателей, сайт «Планета онлайн» устроен довольно просто: меню каналов на верху страницы, под ним – широкоформатное окно плеера, ниже – максимум рекламы. На странице каждого отдельного канала можно почитать информацию о нем и увидеть его свежую программу передач. Также каждый канал имеет свой архив передач. Еще на сайте есть новостная лента канала, которая представляет собой текстовые заметки по правому краю страницы. Там содержатся исключительно анонсы и новости медиахолдинга.

Если говорить о каналах и портале в целом, можно отметить, что используется лишь крохотная часть возможностей, которые предоставляет вещание в сети Интернет.  По нашему предположению, уже в ближайшем будущем сайту и каналам придется искать новые пути, чтобы удержать свою аудиторию. Зрителям не предоставляется какая-либо веская причина, почему эти каналы лучше, скажем, эфирных каналов, которые транслируются через порталы интернет-телевидения.  Также не очевидно для телезрителей преимущество просмотра Fresh.tv или Барибарики.tv перед самостоятельным составлением своего плейлиста на каком-либо видеохостинге, где можно смотреть именно те музыкальные видеоклипы или мультфильмы, которые нравятся тому или ином пользователю и которые ему хочется смотреть в данный момент.



TVJAM

TVJAM – довольно оригинальный сетевой телеканал, созданный в 2009 г.  Приведем цитату того, как канал заявлен на сайте в разделе «о проекте»: «У проекта принципиально новый формат. TVJAM – это не просто телевидение онлайн. Это авторские каналы, блестящие ведущие и интересные темы для вдумчивой аудитории. Бесплатное онлайн телевидение – это возможность смотреть и отслеживать актуальные тренды искусства и шоу-бизнеса. Наши темы – это всегда мейнстрим, наши герои – это только трендсеттеры». Адрес телеканала в интернете: http://www.tvjam.ru.

Учредителем является «Лидер Медиа Группа», которая вкладывает в создание программ и работу телеканала собственные финансы, окупающиеся за счет рекламы. Также TVJAM пользуется спонсорской поддержкой крупных компаний, таких как, например, Philips и предоставляет возможность размещения рекламы в виде роликов и баннеров. Нужно отметить, что рекламная политика сайта канала очень хорошо продумана: в разделе  «рекламные возможности» подробно описаны все виды рекламы и прайс-лист к ним. Вообще сам TVJAM, как нам кажется, выглядит довольно солидно: хорошая графика, грамотное оформление, качественное видео, - все это привлекает как зрителей, так и рекламодателей.

Структура сайта выглядит следующим образом: на главной странице находится окно плеера, а под ним  - несколько «галерей», названых «новое», «популярное», «рекомендуем», «скоро». Следующая страница сайта посвящена описанию программ. Тематика 17 программ очень разнообразна: хобби, путешествия, музыка, интервью со звездами, кино, кулинария и прочее. По большому счету, эти темы могут быть интересны многим людям из разных поколений, но все-таки TVJAM больше ориентируется на современную молодежь. Если программа показывает кино, то это короткометражки молодых режиссеров; если это программа об искусстве, то это что-то необычное, созданное в 21 веке; если это дискуссии с гостями, то, как правило, затрагиваются темы, которые обсуждает молодежь в своих блогах. Судя по рейтингу, представленному на сайте, самыми популярными программами TVJAM-а являются «За дело!» (серия мастер-классов рукоделия, кулинарии, визажа и т.д.), «Дневники» (известные музыканты, политики, актеры и т.д. рассказывают о том, как складывалась их жизнь и карьера), «Быть Сержем Марковичем» (кулинарная передача).

Если говорить о сайте в целом, то стоит отметить, что программы действительно довольно интересны по тематике и формам. Можно охарактеризовать TVJAM как молодежный развлекательный и в некоторой степени познавательный сетевой канал. По комментариям пользователей, которые как раз попадают по возрасту в целевую аудиторию канала, можно судить о том, что отсутствие интерактивности не мешает каналу оставаться популярным: зрителям нравится то, что показывает TVJAM,  и потому они не проявляют стремления участвовать в создании программ и сюжетов.

Бесспорным преимуществом канала является наличие архива, с которым каждый новый посетитель сайта может ознакомиться и таким образом составить собственное мнение о канале и о том, насколько он ему может быть интересен и полезен.

 

Kanobu

Телевидение на игровом портале kanobu.ru (создан в 2008 г.) нельзя рассматривать как самостоятельное собственно сетевое СМИ, уже хотя бы потому, что оно существует в структуре сайта и не имеет отдельного адреса. Но стоит упомянуть в нашей работе об этом явлении, так как это действительно интересный специализированный телеканал. Тематика его посвящена только одному предмету  - компьютерным играм. Сам сайт kanobu.ru – это популярный интернет-ресурс для геймеров. Поэтому и количество программ ограничено до минимума: все только самое необходимое и полезное для узко ограниченного сегмента пользователей: «Канобувости» - новости индустрии компьютерных игр; «Канобувести» - те же новости, но с комментариями разработчиков игр; «Хождение по играм» - рассказы об играх; есть также трейлеры, превью, аннотации. Все это действительно может быть интересно и полезно целевой аудитории, несмотря на низкое качество видео и непрофессионализм создателей сюжетов. Судя по количеству просмотров каждого отдельного видео, достигающему иногда 30  тысяч пользователей, становится понятно, что геймерской молодежной культуре совершенно неважно, «как» говорят, а важно «что» говорят. Поэтому kanobu.ru старается предоставлять свежую информацию максимально быстро. Материалы на сайте обновляются каждый день. Никакие дополнительные функции при этом не используются. Вот что по этому поводу пишут создатели видео: «С вами Канобувости – передача, которой не нужны стереоскопический режим, сенсорное управление рубриками, а также модная нынче интерактивность. Как насчет просто хороших новостей?»

Сайт kanobu.ru – очень наглядный пример того, как развивается конвергенция не только медиа-форм, но и конвергенция СМИ с интернет-сообществами. Это очень похоже на то, как функционирует другой собственно сетевой канал - PIC.TV. Простота создания собственного телевидения возможно в скором времени приведет к тому, что многие тематические сайты станут использовать его для привлечения большего числа пользователей и победы над сайтами-конкурентами. Но тогда снова возникает вопрос: будет ли такое телевидение являться СМИ, или же это будет лишь часть Интернет-сайта? При рассмотрении собсвенно сетевых аудиовизуальных СМИ мы условились воспринимать веб-сайты как часть каналов и порталов, а в подобных случаях мы наблюдаем обратную ситуацию, что вызывает затруднения в теоретических рассуждениях и дальнейшей классификации собственно сетевых аудиовизуальных СМИ. Поэтому по мере развития собственно сетевой журналистики этот вопрос также потребует отдельного рассмотрения и введения новой терминологии.



SLTV

Узкоспециализировнный собственно сетевой канал SLTV зарегистрирован по адресу http://sltv.ru/. Единственной темой, которую освещает канал, является программное обеспечение, от которого в свою очередь уже ответвляется множество подтем, таких как компьютерная графика, интернет-сервисы и прочее. Дата начала вещания - 10.12.2009 г.

Вот что пишут создатели SLTV о своем канале: «SLTV.RU – первый ориентированный на массового зрителя авторский Интернет-телеканал об информационных технологиях, программном обеспечении, компьютерах, мобильных устройствах и Интернет-сервисах. Телеканал создан в 2009 году компанией Softline».  «SLTV.RU – полезный телеканал, помогающий каждому зрителю использовать в повседневной жизни наиболее передовые достижения на ИТ-рынке. Одна из особенностей SLTV.RU – взаимодействие с лучшими экспертами предприятий в мастер-классах и обзорах новинок, репортажах о событиях и других программах телеканала».  «SLTV.RU - высокотехнологичный телеканал, который регулярно выпускает в эфир краткие и емкие видеоматериалы для их просмотра на различных стационарных и мобильных устройствах в любое время в любом месте». 

«SLTV.RU – профессиональное телевидение, которое создается командой, включающей редакторов, операторов, монтажеров, компьютерных художников с использованием современных телевизионных технологий». «SLTV.RU – интерактивное телевидение, которое проводит творческие акции и регулярно общается с тысячами зрителей на предмет их предпочтений по тематике, формату, длительности и подаче материалов. Телеканал сотрудничает с наиболее активными зрителями уже в роли новых, внешних авторов SLTV.RU, производящих видеоматериалы для телеканала на взаимовыгодной основе».

Перейдем к описанию структуры сайта. Видеосюжеты можно искать через собственную поисковую систему сайта. Также интересующее видео пользователи могут найти в соответствующих категориях: «События» (небольшие событийные репортажи), «Новинки» (сюжеты о появлении новых компьютерных программ, устройств и т.д.), «Как это работает» (объяснение принципа работы конкретных программ), «Мастер-класс» (обучающие сюжеты), «Экспертное мнение» (беседы с представителями крупных компаний, таких как Google, Microsoft, Linux и др.).

Отметим, что собственно сетевой телеканал SLTV, являясь узкоспециализированным СМИ, отличается от канала Kanobu хотя бы тем, что имеет собственный адрес в сети и не является частью какого-либо Интернет-сообщества или другого сетевого СМИ. При этом с точки зрения журналистики, материалы на SLTV выглядят более профессионально: и качество видео, и качество работы журналистов производят приятное впечатление. Оба канала имеют большие перспективы развития, если им удастся сохранить за собой преимущество в освещении тех узких тем, которым они посвящены.

 

Из приведенных выше описаний собственно сетевых каналов и порталов, очевидно, что на данном этапе развития все они являются в чем-то уникальными и при этом настолько отличаются друг от друга, что пока сложно выявить какие-либо закономерности функционирования собственно сетевого телевидения. Очевидно лишь, что многие каналы не используют пока всех возможностей сетевого вещания. В первую очередь это касается интерактивности. Наличие современных технологий позволяет, например, подключать телезрителей к беседе через программы видеосвязи, имеющиеся дома у многих пользователей ПК. Или связываться с аудиторией в прямом эфире через программы-месседжеры, как, например, ICQ.  Эти формы диалога с аудиторией могли бы положить начало новых форматов телепрограмм. Хотя само понятие «формата» сильно размывается в собственно сетевом вещании. Почти все рассмотренные нами телеканалы не ограничивают форматов своих телепрограмм хронометражем или периодичностью, таким образом, журналисты получают большую свободу творчества, которой может им не доставать в работе на эфирных каналах.

Формат сайтов также не ограничен доступом к трансляции вещательных потоков. На примере «Первого Интернет Канала» мы наблюдаем совмещение сайтом функций обеспечения доступа к телевещанию и сетевой социальной сети, созданной для общения пользователей, которые при этом могут и не являться аудиторией самого собственно сетевого канала. Но это уже само по себе делает канал более известным, помогает привлечь новых телезрителей. Также наблюдается медиаконвергенция сетевых газет и журналов с телевидением (kanobu.ru) или же телевидения и радио («Первый Интернет Канал».

Говоря о тематике программ собственно сетевого российского телевидения, отметим, что наиболее профессионально выглядят все же каналы, стремящиеся охватить больший сегмент интернет-аудитории. Возможно, что мы наблюдаем как раз обратную связь: высококачественные каналы и порталы (как, например, Russia.Ru) имеют достаточно ресурсов для захвата рынка. Тогда как небольшие узкоспециализированные каналы создаются небольшими творческими коллективами и чаще похожи на любительские проекты.

Фактически, собственно сетевое телевидение имеет огромное пространство для дальнейшего развития. Сложность заключается в том, что это явление пока не приобретает большой популярности, отчасти потому, что каналы и порталы мало занимаются саморекламой, очевидно, ввиду нехватки средств. Вероятно, если бы об этих СМИ знало большее количество людей, и аудитория собственно сетевых каналов увеличилась, развитие могло бы пойти более быстрыми темпами. А пока россияне, даже относящиеся к активным пользователям ПК, предпочитают смотреть эфирное телевидение, качество которого в разы превосходит собственно сетевое вещание по многим показателям.

_____________________

© Зленко Юлия Сергеевна http://www.relga.ru

Latest Month

November 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Powered by LiveJournal.com